"Уже 45» В канун праздничного дня и нам захотелось вспомнить вехи истории музея, страны… Много лет в постоянной экспозиции Балаковской художественной галереи была представлена работа С.Д. Милорадовича ( 1852-1943), «Патриарх Гермоген отказывается подписывать грамоту в пользу поляков», написанная художником в 1896 году, из коллекции Радищевского музея.
…Смутное Время выдвигало на историческую арену много неординарных личностей. Среди них выделялся «великий печальник за русскую землю» патриарх Гермоген ( ок. 1530-1612гг.), человек сложного характера- «в словесах и возрениях был прикрут», и свято служивший своим убеждениям, а не личным выгодам. Его непоколебимость в вере была одной из составляющих в борьбе за независимость русского государства. Путем устной проповеди и тайно рассылаемых грамот Гермоген увещевал народ стоять за православную веру, за что был заключен осенью 1611 года в Чудов монастырь, где умер заморенный голодом в феврале 1612 года. В картине художник обратился к одному из самых драматичных эпизодов жизни патриарха , когда к нему, уже узнику, в очередной раз пришли бояре и поляки требовать, чтобы он убедил нижегородское ополчение, подступившее к Москве, присягнуть на верность польскому королевичу. Свет от свечи на картине выхватывает из темноты фигуры пришедших, которые плотным кольцом обступили Гермогена и настойчиво уговаривают его подписать разостланную на столе грамоту. Кто снисходительно уговаривает упрямого патриарха, кто увещевает, кто-то угрожает.. Поодаль стоит комендант Александр Гонсевский, предоставляя возможность русским самим разбираться с опальным патриархом. Из-за его плеча выглядывает польский стражник… Гермоген выделяется в картине среди них экзальтированностью взгляда, обращенного к Всевышнему, прося укрепить его силы. Он готов умереть за веру и решительно отстраняет от себя перо, благословляя нижегородцев на освобождение страны: «Да будет над ними милость от бога и благословение от нашего стремления! А на изменников да изольется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем!» Контрасты света и тени, мрачный колорит, тревожные тени на стенах, напряжение в позах и лицах персонажей картины обостряют трагическое восприятие картины. Художник, пытаясь выразить драматизм ситуации в психологическом состоянии персонажей, выбрал именно этот-второй эпизод отказа Гермогена подписать грамоту, хотя первый, когда боярин Салтыков замахнулся на патриарха ножом, а тот проклял его, более благодатен для показа эффектных поз и бурных эмоций. Но художника больше интересовала необыкновенная нравственная твердость патриарха, мужественно противостоявшего в одиночку изменникам. После смерти патриарха, Гермоген был похоронен в Московском Чудовом монастыре. При царе Алексее Михайловиче тело святителя было перенесено в Успенский собор . В 1913 году, во время празднования 300- летия воцарения Романовых, Гермоген был причислен к лику святых. На Красной площади, на месте будущего мавзолея, предполагалось воздвигнуть монумент, который должен был более чем в 3 раза превосходить по размерам памятник Минину и князю Пожарскому. Но I мировая война и революции помешали планам. В 2013 году, в год 100-летия прославления священномученика, был установлен памятник в Александровском саду Московского кремля.