Карина Хачатурян: Добиться открытия филармонии в Балаково было невероятно трудно!
10 ноября в Городском центре искусств состоится юбилейный вечер памяти «Звезды далёкой негасимый свет», посвящённый основателю и первому директору балаковской филармонии Михаилу Сиропову. В этом году Маэстро исполнилось бы 70 лет.
В программе примут участие творческие коллективы и солисты филармонического отдела ГЦИ, как действующие, так и те, кто когда-то работал вместе с Михаилом Эдгардовичем. Будет много старых и новых друзей, которые вместе с сотрудниками Центра искусств отметят ещё одно важное событие – 25-летний юбилей филармонии, которая сегодня входит в состав этой концертной организации. Предварительно, концерт будут вести
Талита Сиропова и Нина Зверева.
Накануне этого масштабного мероприятия мы встретились с легендой балаковской филармонии
Кариной Хачатурян и попросили ее поделиться воспоминаниями о муже и о том, как всё начиналось…
– Карина Галустовна, расскажите, как вы оказались в нашем городе, в каком году вы переехали сюда из Баку?
– В конце 1989 года. Фактически мы вынуждены были бежать из Азербайджана, спасаясь от разгула межнациональной вражды. Переехать сюда нам посоветовал один парень, который женился на девушке из Балаково и жил там, а в Баку регулярно приезжал, чтобы навестить своих родителей, которые были нашими соседями. Ну и вот, как-то в один из своих приездов он говорит нам: «Что вы сидите здесь? Переезжайте в Балаково. Это небольшой, но красивый городок на Волге. К тому же, там ваших полно! Они ходят по улицам во фраках, с бабочками и с инструментами в руках!».
– В смысле?
– Дело в том, что в то время в Балаково часто приезжал с гастролями Саратовский симфонический оркестр. Оркестранты заселялись в гостиницу «Чайка», а выступали в бывшем ДК Строителей (ныне ТЮЗ). Так вот, в целях экономии времени артисты выходили из своих номеров прямо в концертных одеяниях и направлялись к ДК. Благо, тот находился в двух шагах от гостиницы, только дорогу перейти! Вот в таком виде их не раз и наблюдал Олег (так звали того парня), который жил в этом районе. Выслушав его рассказ, Миша тогда очень удивился: «Что же это за город такой? Надо съездить, посмотреть!». Так или иначе, это послужило одним из аргументов нашего переезда сюда.
– Вы переехали. И каковы были ваши первые впечатления?
– Приехали на пустое место. В принципе здесь ничего для нас не было: ни жилья, ни работы, ни друзей. А у нас на руках – двое малолетних детей! Тяжело было очень, но нас спасали оптимизм и любовь к искусству. К тому же Миша был очень коммуникабельный, он быстро заводил знакомства и производил особое впечатление на людей: никто не сомневался в его честности и порядочности, а также в том, что он человек добрый и хорошо образованный. И это правда!
После окончания в Баку музыкальной школы он поступил в музыкальное училище в класс преподавателя, у которого в это время учился сам Муслим Магомаев! Затем Миша окончил Азербайджанскую государственную консерваторию. А до переезда в Балаково, с 1975 по 1989 годы, был солистом Азербайджанской государственной филармонии.
– Здорово! К тому же, насколько я знаю, у Михаила Эдгардовича от природы был прекрасный и удивительный голос.
– Да, у него был редкий, очень сильный тенор. Но помимо того, что он был талантливым вокалистом, он еще и прекрасно играл на скрипке. И в Балаково вскоре для него нашлась работа в музыкальной школе, а настоятель Храма Святой Троицы отец Анатолий сразу же принял нас певчими в церковный хор.
– То есть жизнь потихоньку стала налаживаться?
– Ну да, вскоре Миша стал регентом хора, начал сам подбирать певчих и выбирать аранжировки песнопений. Но как экс-солист филармонии, он всегда мечтал о большой сцене. Представьте, он даже видел ее во сне! И это были какие-то мистические сновидения. Сцена почему-то всегда была голубой…
– Может быть потому, что эта мечта казалась ему тогда идиллической и недостижимой?
– Возможно. Но, в конце концов, она ведь сбылась! Собрав вокруг себя музыкантов-единомышленников, муж начал выезжать с концертными программами в местные санатории, при этом тщательно подбирая репертуар. Между тем молва о его удивительно голосе быстро распространилась по городу. И вскоре ему предложили стать руководителем кружка сольного пения в ДК им. Дзержинского. Позже кружок стал студией «Канто». А когда наши дочки немного подросли, я тоже стала преподавать в этой студии вокал.
Вообще, события развивались стремительно. В начале 90-х Мишу назначили директором ДК им. Дзержинского, который потом был передан городу и стал называться ГДК. А в 1996-м году на базе нашего церковного хора был создан муниципальный камерный хор «Откровение».
– А трудно было добиться открытия в Балаково филармонии?
– Невероятно трудно! И то, что филармония вообще в нашем городе появилась, это результат большой поддержки единомышленников Миши и его веры в то, что есть люди, которым это было нужно. Он долгие годы мечтал об этом. И мечта его сбылась в 1998 году, когда было подписано соответствующее постановление мэра города Алексея Саурина. Филармония объединила два уже действующих к тому времени коллектива: МКХ «Откровение» и оркестр духовых инструментов под управлением Владимира Авдевнина, а также вновь созданный струнный квартет
«Элегия» под руководством Ольги Стрельниковой. А летом 1999 года к огромной радости Миши, филармония пополнилась ансамблем народных инструментов «Наигрыш» под управлением Марины Терентьевой.
– За исключением МКХ «Откровение», по-моему, все эти творческие коллективы удалось сохранить?
– Да, и это не может не радовать! И я так говорю не только потому, что это было делом моего мужа. А потому, что эти коллективы очень нужны зрителям…