Шедевр Возрождения, затерянный в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставался малоизвестным до середины XVIII в, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Папы Бенедикта XIV разрешение вывезти его в Дрезден. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Иоганна Гёте и искусствоведа Иоганна Винкельмана, новое приобретение стало главным экспонатом в дрезденской коллекции.
Поскольку русские путешественники начинали образовательные поездки по Европе именно с Дрездена, "Сикстинская мадонна" становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и от этого получила в России XIX века оглушительную известность. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе — Карамзин, Жуковский, Кюхельбекер, Бестужев, Брюллов, Белинский, Герцен, Фет, Толстой, Гончаров, Репин, Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию Пушкин.