Дорогие друзья! Сегодня рубрика «Старину мы любим, старину мы чтим» знакомит вас с очередным народным
праздником, его обычаями и приметами.
30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела.
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.
В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.
Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.
Этот день на Руси называли девичьим праздником, а также бабьими именинами или "бабьей вытью". С самого утра 30 сентября женщинам полагалось плакать, очень громко и очень горько, взахлеб оплакивая свою несчастную судьбинушку и безрадостное житье. Чтобы плакалось горше, вспоминали все обиды, накопленные за год – и ссоры с мужем, и неблагодарность детей, и завистливых подружек. Если же поводов поплакать о своей судьбе не находилось, вспоминали несчастья других женщин. Считалось, что слезы, выплаканные в этот день, помогут оградить семью от горя и неприятностей. Ведь в другие дни христианкам не полагалось жаловаться на жизнь.
Женщинам нельзя было выполнять в этот день какую-либо тяжелую работу. Все, кроме приготовления пищи, перекладывалось на плечи мужчин.