
Законодательно уже предусмотрены крайние меры государственного регулирования цен, которые применяются только в исключительных случаях из-за высокого риска нарушения баланса спроса и предложения. К ним относятся введение предельных розничных цен, если за 60 дней цены на товар выросли на 10% и более, а также возможность регулирования торговых наценок (например, в районах Крайнего Севера).
По мнению Федеральной антимонопольной службы, особое внимание при изменении цен на продовольственные товары необходимо обращать на устранение причин, а не на борьбу с последствиями. Поэтому ФАС России предлагает предпринимать комплексные меры борьбы с изменением цен в качестве альтернативы введению госрегулирования. К ним относятся мониторинг и прогнозирование цен для применения превентивных мер их стабилизации, переход торговых сетей на долгосрочные договоры поставки, поддержка производителей и стимулирование конкуренции, проявление бизнесом социальной ответственности и т.д.
Ключ к успеху это сотрудничество: если каждый участник товарных отношений будет играть свою роль в процессе ценообразования, удастся избежать перекосов в балансе спроса и предложения. Так, государство должно создавать условия для конкуренции и поддерживать производство, но при этом не подменять рыночные механизмы. Бизнес заинтересован в прибыли, но ему нужно не забывать про важность социальной ответственности, выражаемой в том числе в сдерживании цен на социально значимые продукты питания. Потребителям стоит учитывать, что механизмы жесткого государственного регулирования могут привести к дефициту или снижению качества товаров.
Соглашения о стабилизации цен, заключаемые в рамках постановления Правительства РФ 662, стали ярким примером такого сотрудничества. Механизм уже доказал свою эффективность.
По информации отдела потребительского рынка и предпринимательства
Оставить сообщение: